?

Log in

No account? Create an account

mirsoglasnomne


Nel mezzo del cammin di nostra vita...


Previous Entry Share Next Entry
Мир согласно Google 1 498
mirsoglasnomne



Эти фигурки отца и сына, постоянно попадающих в смешные ситуации, известны во многих странах мира. Судьба их создателя, художника Э.О. Плауэна, - гораздо меньше.

80 лет назад, 13 декабря 1934 года, в берлинской газете Berliner Illustrirte Zeitung появились первые серии карикатур (что-то вроде коротких комиксов), героями которых были отец и сын. Пузатый, усатый отец и его вихрастый отпрыск-озорник "разыгрывали" смешные истории из повседневной жизни, бытовые сценки, абсурдные ситуации, которые очень быстро приобрели фантастическую популярность. Они и сегодня известны как в Германии, так и за ее пределами.

Автора этих рисованных, часто вообще без текста, смешных историй был художник Эрих Озер (Erich Ohser), тогда публиковавшийся под псевдонимом "э.о. плауэн". Псевдоним этот складывался из его инициалов и названия саксонского городка, в котором вырос художник. Он очень рано стал профессионально заниматься графикой и оформлением книг.
С молодых лет большая дружба связывала его с писателем Эрихом Кестнером , сборники стихов которого Озер иллюстрировал, и с публицистом Эрихом Кнауфом, с которым работал в одной из лейпцигских газет. Их так и звали: "три Эриха". Как и его два друга, Озер очень критично относился к национал-социалистическому режиму. В социал-демократическом еженедельнике "Vorwärts" ("Вперед") до прихода нацистов к власти постоянно появлялись его карикатуры на Гитлера и Геббельса. Но побывав в конце 1920-х годов в Москве и Ленинграде, художник разочаровался и в социализме сталинского образца, полемизируя с теми коллегами, которые считали его альтернативой национал-социализму. В гитлеровской Германии Эрих Озер получил фактический запрет на профессию. Ему не разрешали даже иллюстрировать вполне безобидные детские книжки. Однако рисованные истории про отца и сына так понравились
берлинской газете, что их решили протащить через цензуру испытанным способом: Озер должен был взять псевдоним.

Так появился э.о. плауэн. Разумеется, "компетентные органы" знали, кто скрывается под псевдонимом, но решили до поры до времени закрыть на это глаза: уж популярны были карикатуры. Уже тогда их перепечатывали даже в Китае, а в самом "третьем рейхе" пузатый отец и лохматый сынишка рекламировали обувь, фильтры для кофе, сигареты и даже кампанию сбора теплых вещей для солдат вермахта. Книжки с сериями карикатур мгновенно становились бестселлерами - как и мягкие куклы, сделанные по образцу рисованных прототипов.
Несколько позже Эрих Озер, как рассказывает книга о нем "Судьба немецкого художника", стал сотрудничать и с пропагандистскими изданиями "третьего рейха". Тут уж было не до юмора. Карикатуры, которые печатались, скажем, в газете под названием "Рейх", очень напоминают работы Кукрыниксов в "Крокодиле" тех же лет: капиталисты с крючковатыми носами и костлявыми руками, тянущимися к шее исхудавшего пролетария, колонизаторы с сигарами в зубах, сидящие на денежных мешках, "поджигатели" войны в соответствующей униформе (советской в Германии, нацистской в СССР)... Озер шел на компромиссы, считает автор его биографии Эльке Шульце, чтобы пережить страшное время. Но это ему не удалось.

Его сосед, капитан из отдела пропаганды вермахта, подслушал в конце 1943 года в бомбоубежище разговор Озера с его другом Эрихом Кнауфом, в котором те высмеивали нацистский режим и его верхушку. Донос пошел прямиком Геббельсу, и вскоре Кнауфа и Озера арестовало гестапо. Суд был назначен на апрель 1944 года. Не дожидаясь этого суда, приговор которого был предопределен, Эрих Озер повесился в своей камере. Кнауфа приговорили на следующий день к смертной казни за пораженческую пропаганду. Он погиб на гильотине, и счет за это был послан вдове. Эрих Кестнер написал об этом свое знаменитое эссе.
Созданные Эрихом Озером смешные персонажи продолжают жить. Их знают в Мексике и Швейцарии, в Южной Корее и Южной Америке, в Польше и Иране. В Германии же эти серии карикатур несколько раз переиздавались отдельной книгой, последний раз - в марте 2014 года.

(c) Ефим Шуман.

Что: 115 лет со дня рождения Эриха Озера
Появление: 18.3.2018
Страна: Германия, Австрия, Швейцария
Класс: Культура, Искусство
Представляет собой: "Отец и сын" - самый известный комикс героя. Дудл от приглашенной художницы Nadine Redlich


Вступайте в группы Фейсбук и ВКонтакте, чтобы следить за дудлами ;)







Posts from This Journal by “arts” Tag

  • Мир согласно Google 1 562-65 + последние слова

    Ну, вот и пришла пора сказать последние слова о выпусках про дудлы в ЖЖ. С 23 мая 2013 года, чуть более пяти лет выходили мои обзоры заставок…

  • Мир согласно Google 1 549-60

    День независимости Грузии — грузинский национальный праздник, отмечаемый 26 мая в память обретения независимости Грузии в 1918 году.…

  • Мир согласно Google 1 535-40

    100 лет со дня рождения Мриналини Сарабхай Мриналини Сарабхаи была одной из самых известных исполнительниц индийского классического танца.…

  • Мир согласно Google 1 513

    Марио Пани Даркви — мексиканский архитектор, специалист по городскому планированию. По проектам Марио Пани в Мексике было построено…

  • Мир согласно Google 1 488

    Работа над дудлом: Что: 142 года со дня рождения Паулы Модерзон-Беккер Появление: 8.2.2018 Страна: Аргентина, Австралия, Канада,…

  • Мир согласно Google 1 484

    Сегодня Google чествует знаменитую художницу по текстилю Пайом Синават, которая пронесла до наших дней традиционные узоры Исаана,…

  • В академии Глазунова время как-будто замерло

    Дипломные работы студентов в ней переносят вас в XIX век. Необычно. Апостолы в лодке Василий Блаженный ВеснаИ другие. Про Беслан…

  • Мир согласно Google 1 459

    В конце 1930-х годов Хомай Вьяравалла, работавшая под псевдонимом Dalda 13, стала первой женщиной-фотожурналисткой в Индии. На её…

  • Мир согласно Google 1 458

    Перед вами - криптодудл из 2006 года. Из анналов Google он стёрт, но кое-где его обнаружить можно. Стёрт, очевидно, по тем же причинам,…