?

Log in

No account? Create an account

mirsoglasnomne


Nel mezzo del cammin di nostra vita...


Previous Entry Share Next Entry
Реакция Facebook на Euro 2016 по футболу: Сборные
mirsoglasnomne
Screenshot 2016-07-17 18.11.47
Четыре года назад я провёл замеры интереса публики к ряду мегамероприятий в социальных сетях. Тогда это были Евровидение и YouTube/Twitter, Евро 2012 по футболу и Facebook, Олимпиада в Лондоне и Facebook/Twitter.

В этом году я продолжил замеры, и если результаты Евровидения я публиковать не стал (в этом году к двум другим я прибавил для исследования и сеть Instagram), то про успехи футболистов и прочих сопричастных к Евро-2016 расскажу.

Как и прежде я измерял только популярность в Facebook. Результаты исследования  2012 доступны здесь. В 2016 г. статистика собиралась по следующим категориям:

  • Сборные

  • Отдельные футболисты звёздного калибра из команд-участниц

  • Города-организаторы

  • Стадионы, где проводились игры

  • Страна-организатор

  • Производители формы стран-участниц

  • Контрольная группа

Контрольная группа

Контрольная группа использовалась для отслеживания изменения популярности в более-менее обычных условиях на протяжении того же срока времени. В неё вошли несколько других европейских сборных, не отобравшихся на турнир, а также сборная Аргентины и футбольный клуб Барселона. Популярность футболистов не задействованных в Евро не измерялась. Л. Месси в тот момент участвовал в другом фокусном турнире, проводимом в Америке, и потому получавший значительное внимание СМИ и фанатов. По этой же причине показатели сборной Аргентины, вероятно, нерелевантны, но тем не менее, интересны.

Для полноты картины с плюсами от проведения события такого масштаба, вёлся учёт популярности французских городов, рассматривавшихся, но не вошедших в окончательный список мест проведения. Таких набралось пять. Для статионов трёх из них тоже был проведён мониторинг.

Помимо пяти использовавшихся участниками брендов производителей формы, для контроля был организован учёт дополнительных пяти узнаваемых в футбольном мире брендов сходных фирм.

Нюансы подсчёта

В отличие от прошлого раза, замеры числа «лайков» (нажатий «Нравится» в русскояз. версии Facebook’а) делались не только за несколько часов до матча-открытия и в день после финала - для нескольких категорий исследования проводились промежуточные замеры, по мере смены стадий чемпионата. Для выбывавших сборных и футболистов учёт данных прекращался; для них последний замер проводился общим порядком спустя сутки после финала.
Для городов, стадионов и Франции как страны учитывались не только лайки, но и пометки-чек-ины «Побывал/а здесь» (Been).

Результаты
Данная версии представляет собой определённую выжимку результатов, в которой многие промежуточные итоги и статистика опущены для удобства скорочтения.

1. Сборные

Из 24 участвовавших команд более-менее официальные FB-странички были обнаружены лишь у 19. Впрочем, и эта выборка (~80%) более, чем репрезентативна. Отсутствуют не самые важные или яркие команды турнира (напр. Австрия и Словакия). Контрольная группа составлена из Нидерландов (чемпион турнира 1988), Греции (чемпион турнира 2004) и Дании (чемпион турнира 1992), а также упоминавшихся Аргентины и Барселоны. У Греции и Дании (как и у тех пяти неучтённых участников) FB-странички – просто заглушки с соответствующими статьями из англоязычной Википедии, которые, однако, можно лайкать.
Screenshot 2016-07-17 18.04.00
Табл. 1. Показатели сборных команд

Первое, что однозначно бросается в глаза – это насколько выросла аудитория «лайкавших» за четыре прошедших с Евро-2012 года. У сборной России было в районе 5 000 лайков тогда и 75 000 к концу Евро-2016. У одной из популярнейших сборных мира, Германии, в 2012 десяти тысяч их не набиралось, а через четыре года их уже более 5,5 миллионов. Т.е. россияне выросли в 15 раз, а немцы в 550. Даже Исландия на момент старта 2016 имела более 30 тысячи ФБ-поклонника. Собственно, сама сеть Facebook выросла за это время почти вдвое с 955 млн. пользователей до 1,65 млрд (на конец 1 квартала 2016). Сравнение и обобщение двух Евро через призму Facebook мы дадим поподробнее итоговых выводах.

Перед Евро-2016

Упомянутая выше Исландия, не произведшая на тот момент фурора, к началу турнира имела менее всех лайков – 31 тысячу. Россия была третьей с конца со своими 67 тысячами, отставая от следующей команды, румын, аж вдвое. Англия (6,5 млн.), Германия (5,6 млн.) и Франция (4,8 млн.) были самыми популярными. Свыше миллиона имели Италия, Испания, Португалия и Бельгия – вся эта шестёрка, более-менее, и состояла из основных фаворитов чемпионата. К слову, ФК Барселона имела втрое больше ФБ-фанов, чем все сборные исследования вместе.

После группового этапа

Спустя 13 дней, когда первый раунд чемпионата окончился, и первые 8 неудачников отправились домой, у всех команд был взят срез изменений популярности. Больше всех новых симпатий заработала сборная Италии – почти 300 000 лайков. Большой энтузиазм вызвало выступление Франции (+186 тыс.) и записной фаворитки Германии (+172 тыс.). Также отметку в 100 000 преодолели Польша (+165 тыс.), Англия (+131 тыс.), Португалия (+120 тыс.) и неожиданно Албания (+109 тыс.), единственная среди этих команд не прошедшая в плей-офф.

Менее 10 000 набрали не произведшие практически никакого благоприятного впечатления своей игрой Швейцария(+10 тыс.), Чехия, Россия (+ около 6 тыс.) и Украина, набравшая меньше всех – (чуть более 1 тыс.).

Запомнившиеся исландцы набрали лишь на одну тысячу больше невзрачной Швейцарии, однако здесь разница качественная, а не количественная. В процентном соотношении у них прирост составил 36,3%. Самый большой среди всех команд, совместно с другой не менее дерзкой золушкой, Сев. Ирландией. Ощутимым оказался рост энтузиазма симпатизирующих польской национальной команде. Для сравнения их дополнительные 165 тыс. дали 32% прироста, в то время как сравнительно похожий немецкий результат в итоге равен лишь 3% увеличению. Впрочем, болельщики привыкли в высочайшим результатам бундестим, и потому основная их масса отдала свои лайки ей ещё до старта, в предыдущие годы.

Албанский рост оказался значительным и в относительном выражении - +31,5%. Валлийцы тоже показали солидную прибавку +22,6%. Ясно, что их задорная игра (как и других «золушек») привлекла к ним симпатии болельщиков всего мира.
Screenshot 2016-07-17 18.19.16
После финала

Сначала огласим последствия финала для финалистов. За один день выигравшая Португалия набрала 309 000 лайков, в четыре раза больше уступившей ей Франции. Хотя после обеих их побед в своих полуфиналах расклад был противоположным – у французов прибавилось вдвое больше почитателей, чем у лузитан (~150 тыс. против ~75). Это всё всё равно блекнет перед показателями лидера команды-победительницы Криштиану Роналду, набравшего за игру и день после неё почти 1,1 миллионов (!!!) новых поклонников. Это тизер из следующей части о достижениях игроков.
Screenshot 2016-07-17 18.04.00
Табл. 1. Показатели сборных команд
Его результат за пару дней лучше достижения целой команды за целый турнир – по совпадению его же Португалии. Эта команда за месяц чемпионат в общем добавила себе 662 000 лайков (+40%). Второй вновь оказалась Франция (+581 тыс.). Третьей стала Италия, отстав от неё лишь на 2,5 тыс. Далее расположились немцы (+463 тыс.) и поляки (+343 тыс.). Шестое место с 219 000 новых любителей сенсационно заняла Албания, чьи лайк-показатели показали удивительную стабильность: с момента раннего вылета на групповой стадии, когда команда уехала к себе домой или на пляж, у неё прибавилось столько же почитателей, сколько и за время активной фазы участия (111 против 109 тыс.). Этот феномен объяснению не поддаётся.

Равно как и солидные +200 000 у Англии, показавшей один из самых непритязательных футболов на чемпионате, и уступившей карлику-Исландии. Видимо этот самый случай когда имидж, PR и медиа просто ослепляют. ВпА вот феномен Исландии понять как раз представляется возможным.

Северяне, прежде звёзд с неба не хватавшие, поразили широкую аудиторию самоотдачей и невероятными результатами. Исландские болельщики соответствовали игрокам, что производило очень целостное и благостное впечатление и медиакартинку. К концу турнира почти 66 000 человек расписались исландской сборной в своей любви лайком. Пусть это в 10 раз меньше, чем удалось победителям-португальцам, в процентном соотношении это самый значительный прирост: +210%. Островитяне утроили число своих почитателей.

Помимо абберации в виде Албании (+64%) и Польши, в которую, очевидно, внезапно поверили на родине (+66% к началу Евро), такие же высокие процентные показатели роста заметны только у команд, малопопулярных до Евро, но использовавших свой шанс засветиться по максимуму: Уэльс (+58%) и Сев. Ирландия (+52%).
Screenshot 2016-07-17 18.22.26
В общем и целом, как можно было бы и предполагать, команды, попавшие в плей-офф, набрали больше, чем те, кто туда не добрался. Россия и Украина замыкают список с конца: у первой по итогам Евро-2016 стало на 7,2 тыс FB-болельщиков больше, а у второй всего лишь на 1 902 человека. В 330 раз меньше, чем у Португалии...

То, что, оказывается, может быть и хуже помогла увидеть контрольная выборка. Число почитателей греческой сборной, не проведшей за время Евро ни одной игры, УМЕНЬШИЛОСЬ на 508 человек. То есть, по-видимому, лучше всё-таки хоть как-то, но играть. Также удалось увидеть, как работают на тебя хорошая репутация и маркетинг: популярная у болельщиков и рекламодателей со всего мира команда Нидерландов, не сыграв ни игры, добавила себе за месяц 6 000 лайков, почти 1%. А если к репутации ты ещё и выступаешь успешно, пусть и не на Евро, то будет совсем хорошо. Сборная Аргентины, имевшая перед стартом Евро сопоставимое с Испанией число болельщиков (2,8 млн.), к концу турнира в Европе, на который она никогда не попадёт, имела +245 тыс. человек в своём активе. Тут, естественно, помимо общей популярности ей помогло участие в Кубке Америки, наложившимся по датам с главным чемпионатом Старого Света, и в котором она дошла до финала. Однако, окончательной иллюстрацией силы бренда служит ФК Барселона, также не проведшая ни матча - +450 000 за месяц. На уровне бронзовых медалистов-немцев, сыгравших 6 игр...

Продолжение следует.

Posts from This Journal by “exclusive” Tag


  • 1
Меня цифры ФК Барселона впечатлили.
Болельщики получают эмоциональную отдачу от самого процесса поддержки :)

Болельщики – это часть футбола.
Они не только потребители продукта,
но и инвесторы, вкладывающие в футбольный клуб, не только деньги,
но и свои эмоции.

Без фанатов нет футбола.
Исландия лично меня поразила своими фанатами!

Посмотрела в записи игру Реала и Атлетико за кубок 2016. Интересно очень!
Испанцы и играют, и болеют страстно!

Если интересно: http://futbik.net/club/

Ну Барселона не зря хвастается, что они "Больше, чем клуб". Болельщики инвестируют не только деньги - невозвратное время своей жизни, а пьющие за просмотром и здоровье. Этот момент я принял к учёту, разорвав "болельщицкий пакт" с ФК Арсенал Лондон :)

Болельщик - это почти "диагноз". Как и игрок.

Весь мир театр!

"Mundus universus exercet histrionam"

Каждый играет одну или несколько ролей вынужденно или "добровольно" :)

  • 1