?

Log in

No account? Create an account

mirsoglasnomne


Nel mezzo del cammin di nostra vita...


Previous Entry Share Next Entry
Некоторые наблюдения относительно социальных медиа в контексте крупнейших мероприятий 2012 г. Ч. 2.
mirsoglasnomne

Летние Олимпийские Игры 2012.

Летние Олимпийские Игры считаются одними из самых зрелищных событий в мире. В 2012 году мировая телеаудитория Олимпиады в Лондоне предположительно составила около 5 млрд. зрителей[i]. Такой выдающийся интерес нашел отражение и в социальных сетях. В этот раз спортсменов активно призывали использовать Твиттер олимпийцев призывали пользоваться Твиттером и заводить себе учетные записи для улучшения информированности болельщиков и популяризации Игр.

Феноменальные результаты некоторых атлетов нашли отклик в социальных сетях.

Герои Олимпиады американский пловец Майкл Фелпс и ямайский спринтер Усейн Болт, приехавшие в статусе фаворитов, уже имели существенное число поклонников. 5,45 млн. лайков у Фелпса, 7,04 млн. у Болта, а в Твиттерe 287 тысяч и 634 тысячи соответственно. Это весьма значительные показатели даже не среди спортсменов. Для сравнения Папа Римский Бенедикт XVI имеет всего 62 тысячи Фейсбук-поклонников, Владимир Путин 81 тысячу, а певица Мадонна 10 миллионов. После своих побед популярность Фелпса в Фейсбуке увеличилась на 860 тысяч человек (+16%), а Болта на 1,04 млн. (+15%). В процентном соотношении данный прирост не столь значителен, что может объясняться большим сроком популярности этой сети, что позволило данным спортсменам пожинать плоды своих успехов, начавшихся еще на предыдущих Играх. Твиттер как более поздняя сеть подчеркивает данный аргумент.

Мировой рекорд по количеству олимпийских медалей в конечном итоге увеличил количество подписчиков Фелпса в три с половиной раза (с 287 тыс. до  1,3 млн), а ямайский бегун довел их число до 1,6 млн. (с 634 тыс., +160%).

Это не самые значительные изменения в популярности. Твиттер-аккаунт коллеги Болта по ямайской сборной Йоана Блейка стал популярнее в 20 (!) раз (с 7 000 до 140 000 подписчиков). В Фейсбуке количество лайков возросло в 4 раза (с 63 000 до 246 000).

Очевидно, что СМИ внесли вклад в популяризацию отдельных спортсменов, приковывая повышенное внимание к их успехам.

Популярные виды спорта действительно популярнее. Спортсменам из некоторых стран сложнее заработать популярность.

Если Болт набрал больше всех фанатов, то в процентном соотношении абсолютным чемпионом Олимпиады стала другая представительница острова Ямайка – Шелли-Энн Фрейзер-Прайс стала в пятьдесят (!!!) раз популярнее в ФБ. Ее спортивная специализация ей здесь помогла: спринт в легкой атлетике. С золотом в самой престижной дистанции 100 м и двумя другими серебряными медалями она привлекла к себе внимание медиа и болельщиков. Что интересно, она, как и Болт, была чемпионкой на стометровке и в Пекине, однако подошла к Играм в Лондоне лишь 1400 фанатами против  7 миллионами у соотечественника. Данный парадокс не спищешь на изменение в распространенности ФБ в мире,  произошедшее за 4 года между Играми. Ключевая разница между этими двумя великими ямайскими бегунами лишь одна: они разного пола. Никакие другие факторы столь невероятную разницу (3 порядка) объяснить не могут.

Превзошел ее по количеству набранных «лайков» французский пловец Янник Аньель, тоже состязавшийся в зрелищном спринте. Из американцев помимо упомянтуго Фелпса можно отметить выигравшего пять медалей пловца Лохте (всего 11 медалей на трех Олимпиадах) и трех девушек из золотой команды по спортивной гиманстике во главе со ставшей любимицей Америки темнокожей Габби Даглас (увеличение в 11 раз и полмиллиона почитателей).

Выделение неамериканцев в отдельную категорию помогает более точно отследить популярность конкретных видов спорта или дисциплин. Быстрые, динамичные соревнования вроде спринта в легкой атлетике или плавании особенно по душе как СМИ, так и зрителям. Бокс и теннис, как одни из самых популярных индивидуальных соревнований, транслируемых по миру и здесь нашли отражение своей популярности, показав как выдающиеся результаты как в относительном, так и в абсолютном выражении. Теннисисты Шарапова и Федерер, не выиграв, прибавили по 170 000 поклонников, что является значительным приростом. А на волне патриотизма и благодаря распространнености социальных сетей в Великобритании, ее чемпионы, до этого бывшие малоинтересными широкой публике внезапно оказались чрезвычайно популярными. Яркими примерами тут служат боксер-тяжеловес  Э. Джошуа и прыгун в длину Г. Разерфорд. До начала соревнований у первого было лишь132 болельщика в ФБ, а у второго – 90. После Игр их у Джошуа стало в 30, а у Разерфорда в 25 раз больше.

Таблица ниже наглядно демонстрирует преимущества более «раскрученных» видов и дисциплин. Этот принцип актуален как для американских спортсменов, так и для всех остальных. Число пользователей сетей из разных стран оказывает значительное влияние на популярность спортсменов различных национальностей. Американские атлеты-чемпионы имеют такое впечатляющее изменение статистики не потому, что они качественно более великие, нежели азиатские или некоторые европейские чемпионы, а потому, что американцев пользователей Фейсбук и Твиттер гораздо больше. Описанные примеры экстраординарного увеличения популярности одних резко контрастируют со слабой реакцией на не менее выдающиеся достижения других. В самой престижной весовой категории тяжелой атлетики – вес свыше 105 кг – победу одержал иранский спортсмен. Хотя перед началом состязаний число его фанатов в ФБ составляло всего 34 человека, триумф добавил ему лишь 12 дополнительных поклонников. Данный пример, конечно, самый впечатляющий. Однако слабое увеличение популярности у многих других чемпионов из Азии (см. таблицу) явно подчеркивает данную тенденцию. Стоит ли говорить, что множество спортсменов-призеров из стран третьего мира вообще не имеют своих страниц в ФБ и/или не используют Твиттер.

International Medalists

Изменение популярности ФБ страниц спортсменов-неамериканцев. Цвет заливки соответствует достоинству выигранных медалей.

American Medalists

Изменение популярности ФБ страниц американских атлетов.

Победителя возможно определить заочно

Чтобы определить победителя прошедшего соревнования, смотреть новости оказалось не нужным: сравнение изменения популярности участвовавших спортсменов наглядно показывает самого успешного.

Daily Trend

Изменение ФБ популярности американских и румынских гимнасток.

На примере трех ведущих американских и двух румынских гимнасток можно убедиться в достоверности барометра популярности. Первый столбец отражает популярность спорсменок до начала соревнований 7 августа, а второй – на следующий день. Процентное увеличение популярности явственно указывало на девушку добившуюся большего успеха. Хотя Габи Даглас подошла к этому дню состязаний уже в рамке абсолютной чемпионки и любимицы зрителей, а Сандра Избаша двумя днями ранее тоже получила медаль высшей пробы (медали за командное первенство тут не учитываются), наибольший рост показали их партнерши по команде. И действительно, Алли Райсман выиграла соревнования по вольным упражнениям и стала третьей в соревнованиях на бревне, а Каталина Понор взяла серебро в вольных и оказалась четвертой на бревне. Обе выступили лучше всех в своих командах и ФБ это отразил. Такая же динамика наблюдалась и в других видах спорта.

Спортпроизводители не выигрывают.

Другим углом рассмотрения стала популярность марок спортивной одежды и обуви, в которых выступали спортсмены. Производители спортивной амуниции, как правило, рассчитывают на увеличение популярности своей марки и рост продаж, вследствие успехов спортсменов, ее использующих. Их изображение используется для рекламных компаний, они становятся лицом рекламных кампаний. Данное исследование показывает, что популярности маркам выступления атлетов на Олимпиаде почти не прибавили. Наблюдению подверглись следующие производители: «Adidas», «Puma», российская «Bosco di Ciliegi» (официальный экипировщик России, Украины и Испании) и китайская «Li Ning». Первые два – общепризнанные мировые лидеры, два последних – пока локальные игроки, которые, тем не менее, популярны в своих регионах и претендуют на большее. Все они использовались яркими чемпионами этих Игр. В период с 5 по 14 августа рост популярности в среднем составил всего лишь 0,8%. Ничтожное увеличение, если сравнить с результатами изменений популярности спортсменов.

Официальные странички работают не так эффективно.

Собственно ситуация с аккаунтами спортпроизводителей отражает более общую ситуацию с официальными страничками. Если кратко: людям интереснее люди, вернее даже индивидуумы. Даже спортивные команды, составленные из блестящих атлетов, проигрывают в популярности спортсменам-индивидуалам.

К окончанию Олимпиады Фейсбук-страничка российской сборной по художественной гимнастике – зрелищному и эффектному виду спорта, где мы к тому же доминируем и выиграли золото – прибавила 25% популярности. Аккаунт российских волейболисток – только 12%. Вновь абсолютные показатели надо приводить и в числовом выражении: прирост составил 80 и 551 голос соответственно. Несравнимо с тысячами и сотнями тысяч индивидуальных спортсменов. Относительно невысокая популярность этих видов спорта также наложила отпечаток.

А что же россияне?

Российские спортсмены не обладают такой представленностью в социальных сетях, как их, например, американские соперники. Одними из трех самых популярных в Facebook россиян были волейболистка Екатерина Гамова, прыгунья с шестом Елена Исинбаева, теннисистка Мария Шарапова и выступающая за РФ американская баскетболистка Бекки Хэммон. Мария является одним из самых популярных спортсменов обоих полов вообще. 27 июля ее профиль имел 7,8 млн. лайков. Исинбаева насчитывала 13,3 тыс., а Гамова 25 тыс. Золотой медалисткой никто из них не стал: Шарапова завоевала серебро, а Исинбаева бронзу.

Популярность и известность помогают привлечь дополнительное внимание. Обладающая эффектной внешностью, дорогими рекламными контрактами и серьезной поддержкой имиджевых агентств Мария не выиграла, но приобрела дополнительные 173 тыс. поклонников. Для сравнения победитель теннисного турнира среди женщин американка Серена Уильямс после окончания соревнования получила +54 тыс., а занявшее третье место белоруска Азаренко +8 тыс. Лена Исинбаева несмотря на сенсационное поражение (3-е место) почти утроила число своих поклонников в Фейсбуке и удвоила в Твиттере. Выигравшая у нее малоизвестная американка Дженнифер Сур тоже показала рост близкий к 300-процентному, но он составил всего 5000 против почти 40000 у россиянки.

Выступающая за Россию американка Хэммон набрала всего лишь еще 5% или 600 лайков к своему ФБ аккаунту. Зато Твиттере их чило удвоилось до трех с половиной тысяч.

Все эти результаты в основной своей массе скромны и говорят о том, что россияне не особенно активно поддерживают своих спортсменов в социальных сетях, а на благосклонность иностранцев рассчитывать могут только «раскрученные» звезды.

Скорость реакции.
Ranomi

Изменение числа лайков у ФБ профиля Раноми Кромовидьойо. Средние значения соответствуют 2-3 августа. Время московское.

Более динамичными изменения оказались в среде Твиттера. Динамичность заложена в самой природе Твиттера: короткие сообщения, возможность мгновенно отреагировать на то или иное событие. В этой связи для поклонников таланта этот способ отслеживания деятельности кумиров куда более интересен, так как их сообщения появляются куда чаще, и в большинстве случаев стилистически очень неформальны. Неформальность однако выливалась и в скандальное поведение: два спортсмена были отчислены. Швейцарский футболист Мишель Морганелла поплатился за расистский твит о южнокорейских соперниках, а греческая легкоатлетка Папакристу за плохую шутку об африканских мигрантах в своей стране – во время Олимпиады такие высказывания понимания не встретили. Также необходимо отметить, что олимпийцев призывали пользоваться Твиттером и заводить себе учетные записи для улучшения информированности зрителей и популяризации Игр.

Скорость с которой люди реагировали на успехи некоторых спорсменов проиллюстрирована примером нидерландской пловчихи Раноми Кромовидьойо. Вечером 2 августа производилась прямая трансляция одного из самых интересных стартов у пловчих – 100 вольным стилем. Быстротечный заплыв (меньше 1 минуты) был выигран ею с новым олимпийским рекордом, а скорость изменения популярности ее Твиттер-аккаунта стала заметна невооруженным взглядом уже в то время, пока девушка еще оставалась в бассейне (см. таблицу).
Twitter World

Изменение популярности Твиттер аккаунтов спортсменов-неамериканцев.



Завоевав в общей сложности два золота и серебро в Лондоне, она значительно прибавила впопулярности, приобретя лишних 64 000 подписчика. Стоит отметить, что ее относительно высокое изначальное число подписчиков – 17000 вызывано ее предыдущим золотым успехом на Играх в Пекине в 2008.

Достижения в ФБ достаточно близко соотносятся с успехами в Твиттере. Болт, Блейк и Аньель показали отличные результаты, а британец Джошуа в Твиттере даже превзошел самого себя в ФБ: +22 000 тысячи против всего +4000 в ФБ.
Twitter USA

Изменение популярности Твиттер аккаунтов американских атлетов.

Twitter gymnasts

Изменение популярности Твиттер аккаунтов американских гимнастов.

Как видно и для американских спортсменов победы принесли разное количество подписчиков в Твиттере. Популярные плавание, теннис и спортивная гимнастика собрали десятки и сотни тысяч подписчиков. А не столь популярные дисциплины легкой атлетики остались без особого внимания. Но в то же время, слабо выступившая мужская гимнастическая сборная США собрала от 10 до 34 тысяч подписчиков. В таблице приведен лишь единственный из пятерки выступавших молодых людей, завоевавший медаль. Он и набрал больше всех, что коррелируется с уже установленным выше феноменом “самый успешный на соревнованиях – самый успешный у болельщиков-подписчиков”. В данном случае популярность остальных мужчин-гимнастов, ничего не выигравших, но набравших больше, чем иные чемпионы, заключается в популярности их вида спорта у американских зрителей.


[i] London 2012 set to reach potential 4.8 billion global audience. www.london2012.com/news/articles/london-2012-set-reach-billion-global-audience.


Posts from This Journal by “social media” Tag