?

Log in

No account? Create an account

mirsoglasnomne


Nel mezzo del cammin di nostra vita...


Previous Entry Share Flag Next Entry
Некоторые наблюдения относительно социальных медиа в контексте крупнейших мероприятий 2012 г. Ч. I.
mirsoglasnomne

В связи с распространением социальных медиа открылся новый значительный канал позиционирования и представления себя внешнему миру. Значимые представители государств стали заводить учетные записи (аккаунты) в Твиттер (Twitter), в Фейсбук (Facebook) стали появляться профили известных людей как истории, так и современности. Страны и регионы начали представлять себя через видеоролики в сети YouTube.

Новые возможности открылись не только для акторов социального взаимодействия. Исследования социальных сетей позволили специалистам по-новому взглянуть на природу и характер общения и контактов как между индивидуумами, так и между людьми и неодушевленными акторами – компаниями, брендами, государственными образованиями, НКО и т.д. Помноженные на объем сообщений и число участников эти, все более разрастающиеся по всем демографическим параметрам, источники предоставляют такие возможности, о которых ученые прошлого столетия могли только мечтать. Сети стали лабораторией для проверки самых разнообразных теорий и предположений с помощью участников, в большинстве случаев действующих естественно и добровольно. Возможными стали исследования паттернов общения (принятие ролей, участие в сообществах, движениях, инициативах; использование особого языка; конструирования своего образа для внешнего мира), физического передвижения (“чек-иннинг” – регистрация своего пребывания/участия в каком-то конкретном месте/событии и афиширование этого факта), распространения всех видов информации (например, музыки, моды, сплетен, рекламы) и многие другие.

Данное исследование поставило себе целью провести наблюдение и интерпретацию паттернов восприятия в социальных медиа, а именно в сетях Фейсбук (далее ФБ) и Твиттер. Дополнительным аспектом работы стало количественное измерение масштабов наблюдаемых процессов. Фоном для проведения замеров были выбраны одни из самых резонансных мероприятий 2012 года: музыкальный конкурс Евровидение, Чемпионат Европы по футболу и Игры XXX Летней Олимпиады в Лондоне. Исследование представляет собой измерение изменения популярности публичных аккаунтов в Фейсбук, измеряемой числом «лайков» (от англ. Like «нравиться») - возможности выразить свое одобрение кого или чего-либо - и числа подписчиков на сообщения Твиттер, публикуемые выбранными людьми.

Прежде чем перейти к описанию проведенной работы, необходимо познакомиться с некоторыми примерами осуществленных за последнее время исследований социальных сетей, которые демонстрируют широкие возможности работы с предоставляющейся базой данных.

Выбранные социальные сети и их изучение

Фейсбук – это крупнейшая в мире социальная сеть, основанная в 2004 американским студентом Марком Цукербергом. На конец июня 2012 она насчитывала 955 млн. активных пользователей из которых приблизительно 81% приходился на пользователей не из США или Канады. Ежедневно, по данным компании, сетью пользуются 552 млн. человек[i].

Среди недавних исследований можно отметить следующие: ФБ проливает свет на то, что делает человека лидером[ii], аккаунты пользователей отражают подлинную личность пользователей, а не самоидеализацию[iii], а пользование им не приводит к депрессии[iv].

Другое исследование останавливается на «темных» аспектах Фейсбука, в частности в провоцировании им нарциссизма[v], хвастовства[vi], зависти[vii]. Не концентрируясь на положительных и отрицательных сторонах ФБ, группа американских исследователей попробовала объяснить, что же притягивает людей в этой сети и почему они тратят столько времени, следя друг за другом[viii]. Однако ученые Чикагского университета обнаружили, что зависимость от социальных медиа превышает страстьк алкоголю и сигаретам[ix].

Твиттер — это информационная сеть, которая работает в режиме реального времени и держит в курсе всех последний историй, идей, точек зрения и новостей в той области, которая интересна пользователю. В основе Твиттера лежат короткие информационные сообщения, которые называют твитами. Длина твита — не более 140 символов. Можно просматривать фотографии, видео и переписку непосредственно в твитах. По данным сети она насчитывает более 140 млн. активных пользователей (физических и юридических лиц), которые публикуют 340 млн. твитов в день.

Сеть вызывает большой интерес социальных ученых. Идут споры о том, чем же является Твиттер: социальной сетью или видом СМИ[x], какую роль микроблоггинг играет в неформальном общении людей[xi].  Обсуждается манера общения пользователей, в частности проблема «ретвитов» [xii]- копирование твитов других пользователей.  Этикет в центре внимания исследователей, изучавших аспекты оглашения информации о собственном здоровье и самочувствии в ФБ[xiii]. Интересует специалистов такой аспект Твиттера как средства распространения слухов, мнений и рекомендаций[xiv], а также относительный вес блоггеров со значительным (более миллиона) количеством подписчиков[xv]. Также исследованию количества «друзей» в ФБ посвящена отдельная работа, показывающая, что огромное количество контактов не обязательно является привлекательной чертой[xvi].

Помимо микроэффектов микроблоггинга исследователи изучают и его макроэффекты. Обнаружено, что общий эмоциональный фон Твиттера может служить индикатором поведения фондовых рынков[xvii]. А ученые из Корнельского университета, проанализировав сообщения, отправленные 2,4 миллионами человек из 84 стран, в установили, что в течение дня настроение людей меняется сходным образом[xviii]. Некоторые ученые считают, что Фейсбук и Твиттер явились катализаторами народных волнений в рамках «Арабской Весны»[xix]. Лингвистам же Твиттер помог визуализировать территории общения в рамках одного языка, которые часто не совпадают с границами административными.

Следует также отметить, что экс-Президент РФ Д.А. Медведев является активным пользователем сети, создавая ей тем самым дополнительную популярность в России.
twitter linguistic boundaries

Языковая картина Европы, согласно анализу сообщений Твиттера, выполненном Эриком Фишером[i].

К сожалению, анонимность Фейсбука и Твиттера не дает возможности учитывать в исследованиях национальную принадлежность людей, а в применении к данной работе, это делает невозможным делать поправку на национальную лояльность и патриотизм при голосовании за участников Евровидения, а также уточнять кому понравилась та или иная команда на Чемпионате Европы по футболу или на Олимпийских играх.

Евровидение 2012.

Конкурс эстрадной песни среди стран-членов Европейского вещательного союза (EBU), проводится ежегодно с 1956. Мировая телеаудитория составляет несколько сотен миллионов человек, а с 2000 года осуществляются трансляции соревнования и в Интернете.

В мае 2012 взгляды миллионов европейцев по традиции были прикованы к  экранам телевизоров. Велась трансляция финальной части музыкального конкурса Евровидение из Баку. Для россиян конкурс был интересен еще и тем, что в нем от нашей страны принимал участие необычный коллектив – Бурановские Бабушки из Удмуртии. Самобытный коллектив нетипичных для данного события исполнителей и жанр, бесконечно далекий от привычных направлений, тем не менее, сделал россиянок одними из фавориток музыкального соревнования. Траекторию их популярности я стал изучать ранее остальных.
Eurovision

Изменение популярности в Фейсбуке у участников Евровидения 2012.

Первый замер популярности группы 13 апреля показал 1886 поклонников. Спустя месяц (11.05) их стало 2068. Утром 23 мая, в день отборочного полуфинала конкурса, где участвовали «Бабушки» показатель их популярности составлял 2487, а на следующий день, после успешного отбора на финал, уже насчитывалось 2822 человека, поддерживавших россиянок. После исполнения ими своей песни в главном конкурсе, состоявшемся 28 мая, популярность значительно увеличилась - +54% (4352 голоса). Число поклонников продолжило расти и в течение недели после финала, когда результаты конкурса были донесены до широких масс посредством СМИ, и призеры стали известны большему количеству людей, чем тем, кто непосредственно следил за соревнованием. К концу следующей недели (1 июня) их было 4968 (+14% к предыдущему), то есть можно говорить о спонтанности решения «лайкнуть» аккаунт полюбившегося исполнителя: всплеск в день финала намного превосходил все изменения популярности до и после него. Затухание интереса можно наблюдать на дальнейших изменениях. Спустя месяц прирост у «Бабушек» составил всего 10% (5474), а спустя еще почти два месяца (19 августа) изменения Фейсбук интереса составили еще лишь +1.4% (5613). То есть можно констатировать, что общественный резонанс утих.

В этой связи интересно понаблюдать за траекториями популярности некоторых остальных исполнителей конкурса. Замеры их популярности на Фейсбук делались перед финалом конкурса (25 мая) и спустя приблизительно два месяца после его окончания (2 августа). Интерпретации цифр не учитывают возможные другие события в карьере исполнителей, произошедшие с ними в этот период.

Первое, что можно отметить – самым популярным на момент начала конкурса шести певцам (100000+ лайков), не выигранное соревнование особой дополнительной любви не принесло. Это относится и к обладавшему в прошлом большим вниманием аудитории англичанину Энгельберту Хампердинку, в 60-х вполне успешно соперничавшему с легендарными «Битлз». Его ФБ популярность отражает статус угасшей легенды  - 36 тысяч лайков. Конкурс принес ему еще 3400. В сравнении со многими остальными, менее легендарными исполнителями, это весьма скромный показатель, явно указывающий легенде на то, что ее время безвозвратно ушло. Эти дополнительные лайки во многом еще можно объяснить следующим комментарием одного из молодых зрителей: «У него такой красивый английский». Было бы странно, если б это было не так, но, увы, в конкурсе, где его родной язык доминирует, одного этого для серьезного успеха уже мало. Предпоследнее 25 место, наверняка, стало горьким разочарованием и для ветерана сцены.

Возвращения вообще, очевидно, не работают на Евровидении. Дуэт близнецов из Ирландии Jedward имел уже за плечами выступление на Евровидение-2011 и популярном британском шоу «The X Factor». На момент начала конкурса 2012, братья имели 165 000 лайков. Их повторное выступление принесло им лишь 19 место из 26 (в 2011 они были восьмыми), а по количеству появившихся новых лайков они не попали даже в восьмерку, что при такой изначальной популярности очень плохой результат (все остальные «стотысячники» оказались лучше них).

Исключением среди «стотысячников» оказался турецкий певец Джан Бономо, бывший самым популярным в ФБ до конкурса – 386 тысяч – и прибавивший себе еще 64 000 почитателей. Это второй по значительности прирост в популярности по итогам участия в конкурсе.

С другой стороны успех на конкурсе стал значительным катализатором популярности для тех, кто до него не мог похвастаться серьезной известностью. Однако это больше относится в абсолютным показателям. В числовом выражении эти успех не столь впечатляющи. Так исполнитель из Литвы стал популярнее на 417%, украинка Гайтана на 183%, а мальтиец Курт Каллеха на 134%. Это +1720, +773, +3894 к общему числу лайков соответственно. Не так много, однако представитель крошечной Мальты, занявший шестое место с конца, и имея перед финалом приблизительно столько же, сколько и серебряные «Бабушки», через два месяца уже значительно опережал их. Здесь видимо сказалось качество песни и/или попадание в «формат».

Чей цифровой успех бесспорен и очевиден, так это победительницы конкурса, шведки Лорин. Имея хороший стартовый показатель в 71 тысячу, к августу певица увеличила его в два с половиной раза (+155%) до 181 000. Насколько это много, покажет приводимый далее анализ Олимпийских Игр в Лондоне, но для сведения король Швеции Карл XVI Густав популярен только среди 225 человек, а марка шведских автомобилей «Volvo» имеет 490 000 почитателей в ФБ. Сама страна Швеция нравится лишь 109 000 человек. Другие наблюдения на тему столь низкой популярности страниц, посвященных организациям и прочим неодушевленным владельцам ФБ аккаунтов будут далее. А в остальном значительный успех шведки подтверждает распространенное мнение о том, что в истории остаются только победители, и их любят более других, даже если их песня не самая лучшая.

Чемпионат Европы по футболу 2012.

При изучении Евро’12, акцент исследования был сделан на аренах и национальных командах-участницах. Арены в Донецке, Львове, Познани и Варшаве создали специальные тематические странички в Фейсбук, посвященные тому, что они принимают игры этого турнира. Замеры популярности были произведены 11 июня до начала турнира и 8 июля, после его окончания. Из 24 участвовавших сборных для наблюдения были отобраны команды-фавориты (Испания, Германия, Нидерландов), одна из команд-хозяек турнира (Украина) и еще две сборные (Англия и Россия).

EuroFoot

Показатели популярности в сети ФБ во время Чемпионата Европы 2012.

Данные подсчета на этом турнире не позволили придти к каким-то твердым заключениям. В некоторых случаях рост числа «лайков» был значительным (47% у донецкой Донбасс Арены и 53% у сборной Германии), в других совсем непримечательным – 6% у стадиона в Познани и по 3% у Англии и Нидерландов. При этом победа Испании выразилась лишь всего в дополнительных 17% почитателей. С другой стороны, если посмотреть на результаты не в абсолютном выражении, а в конкретных числах, то логика успеха уже начинает прослеживаться. Иберийцы добавили 10168 поклонников (это +17%), а +34% львовской арены это всего лишь 73 дополнительных лайка. Разница достаточно значительная. Плюс 3% неубедительно выступившей сборной Англии это, тем не менее, более чем вдвое больше «+53%» у хорошо проявившей себя сборной Германии:7297 против 3333 дополнительных «лайков». Плюс 20% варшавского стадиона это почти вдвое больше 47% прироста Донецка: 3219 против 1733. Исследования популярности Фейсбук-страничек городов-хозяев, пожалуй, помогли бы еще полнее прояснить картину эффекта, произведенного тем или иным городом на его гостей, так как, без сомнения, большинство посетивших их в этот промежуток, приехали посмотреть футбол, однако таких замеров в рамках данного исследования не проводилось.

Вообще, неоднозначный анализ популярности «неодушевленных» акаунтов (то есть не принадлежащих каким-то конкретным живым людям) стал своего рода предвозвестником более общей ситуации с отношением к ним пользователей соцсетей. Более понятной картина стала лишь после анализа следующего соревнования – Олимпийских Игр.




[i] www.theatlanticwire.com/global/2011/11/worlds-languages-according-twitter/44690/

[i] http://newsroom.fb.com/content/default.aspx?NewsAreaId=22

[ii] www.newscientist.com/article/dn21961-facebook-study-reveals-what-makes-someone-a-leader.html

[iii] Facebook Profiles Reflect Actual Personality, Not Self-Idealization http://pss.sagepub.com/content/21/3/372.extract

[vii] More Information than You Ever Wanted: Does Facebook Bring Out the Green-Eyed Monster of Jealousy? http://online.liebertpub.com/doi/abs/10.1089/cpb.2008.0263?2

[ix] Study finds lure of entertainment, work hard for people to resist. http://news.uchicago.edu/article/2012/01/27/study-finds-lure-entertainment-work-hard-people-resist

[x] What is Twitter, a social network or a news media? http://dl.acm.org/citation.cfm?id=1772751

[xi] How and why people Twitter: the role that micro-blogging plays in informal communication at work. http://dl.acm.org/citation.cfm?id=1531710

[xiii] It's not that i don't have problems, i'm just not putting them on facebook: challenges and opportunities in using online social networks for health http://dl.acm.org/citation.cfm?id=1958876

[xiv] Twitter power: Tweets as electronic word of mouth. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/asi.21149/full

[xv] Measuring User Influence in Twitter: The Million Follower Fallacy.

https://www.aaai.org/ocs/index.php/ICWSM/ICWSM10/paper/viewFile/1538/1826

[xvi]Too Much of a Good Thing? The Relationship Between Number of Friends and Interpersonal Impressions on Facebook. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1083-6101.2008.00409.x/full

[xviii] Tweets study: People across the globe report similar, ever-changing moods. www.news.cornell.edu/stories/Sept11/TwitterMoods.html

[xix] Huang, Carol (June 6, 2011). "Facebook and Twitter key to Arab Spring uprisings: report". The National. Retrieved April 13, 2012.


Posts from This Journal by “exclusive” Tag



  • 1
Ух, как интересно!!!
Читать тебя не перечитать! :)

  • 1