?

Log in

No account? Create an account

mirsoglasnomne


Nel mezzo del cammin di nostra vita...


Previous Entry Share Next Entry
Что изображают на заграничных паспортах, визах и въездных штемпелях. Часть 2
mirsoglasnomne
Начало

В конце ноября 2012 г. Азию потряс скандал: индийские, филиппинские и малазийские пограничники стали отказываться пускать к себе граждан Китая или соглашались ставить въездные штампы лишь на отдельные листки. Дипломаты вовлеченных в конфликт стран направили в Пекин угрожающие ноты протеста. Причиной раздора послужил новый заграничный паспорт КНР, изображавший спорные территории (в том числе морские) бесспорно принадлежащими Китаю. Страницы паспорта украшал закрашенный силуэт страны, включая Тайвань, а спорные территории в Южно-Китайском море были настойчиво обведены пунктиром, не оставлявшим сомнений относительно того, какие острова КНР считает своими (Рис. 10). Среди последовавших ответных мер в данном исследовании уместно привести реакцию Индии: при въезде новые китайские паспорта стали штамповаться особенной печатью, представляющей индийскую версию политической карты спорных регионов. Данный пример, как и приводившаяся выше обложка аргентинского паспорта, иллюстрируют силу воздействия на окружающий мир такого политического канала как государственная символика и айдентика. Сигналы и образы, использующиеся в паспорте, адресуются не только владельцам-гражданам, но и всему миру. Как это ни удивительно, внимание внешнего мира приковано к малейшим проявлениям и изменениям тона в паспортном этикете и дизайне (см. раздел Штампы).


Рис. 10. Страница из нового паспорта КНР, вызвавшая скандал.
Корейский паспорт
Азиатские страны лишь недавно стали выпускать паспорта, достойные по своему смысловому наполнению рассмотрения в этой работе. Самыми яркими представителями можно назвать корейский и сингапурский, а китайский, выпущенный в 2012 г., как было показано, вообще стоит особняком. Современный корейский паспорт наполнен ненавязчивыми узорами в стиле традиционной корейской живописи, а по страницам разбросаны различные исторические артефакты материальной истории страны, начиная с наконечника копья, бронзового оружия, сосуда для пищи и мегалитического строения. Сингапурский паспорт менее проработан, но все же отличается от остальных азиатских собратьев ярким дизайном, повторяющимся на всех страницах – силуэт города-острова-страны с его небоскребами, выполненный в лилово-розовых тонах. В прочих восточных паспортах внутренние страницы либо не украшены никак, либо чисто символически. Однако и среди подобной умеренности можно встретить говорящий о многом элемент, как например, предупреждение о невозможности использовании данного документа при посещении Израиля на загранпаспорте Пакистана.




Австралийский паспорт
Австралийский паспорт т.н. «Серии N» (2009) сделал основной акцент как раз на природе, вернее даже на природе эндемической, проиллюстрировав, таким образом, свою особенность. Каждая страница уникальна и содержит по одному представителю местной флоры и фауны. Разнообразие живых существ поражает воображение и наверняка придется по вкусу детям: со страниц смотрят страус, дикая собака динго, кенгуру, тасманийский дьявол, утконос, коала, ехидна и прочие звери, птицы и рептилии. Людские фигуры на паспорте присутствуют и участвуют по двум направлениям репрезентации. Первое представляет собой тяготы жизни в негостеприимном буше (англ. Outback): длинные дороги на фоне однообразных пейзажей, ковбои и караваны верблюдов. Мотивом второй выступает активный отдых на природе: дайверы с кораллами, серфингистки, девушки, играющие в австралийский футбол, игра в крикет, скачки на лошадях, яхтсмены и просто отдыхающие на пляже. Следует также отметить, что в оформлении паспорта активно используется традиционная художественная техника аборигенов. Паспорт, в общем, выглядит интересно и весьма экзотично, работая на образ страны, в которой с одной стороны есть комфортно-привычное, а с другой то, ради чего можно и наведаться на столь отдаленный континент.

Представители местной флоры и фауны присутствовали на прежнем паспорте Великобритании. В новом паспорте зрителя встречают климатические карты и природно-ландшафтные достопримечательности. Выпущенный в 2010 г., он демонстрирует природу и погоду государства. Изображения базальтовых колонн Дороги гигантов, находящихся в Северной Ирландии, горы Бен-Невис – в Шотландии, полуострова Говер – в Уэльсе, белых скал Дувра – в Англии, сада Бленхеймского дворца и побережья графства Дорсет пронизаны единым настроением типичной британской погоды: четырьмя солнечными на 28 «облачных» страниц. Также страницы наполнены сопутствующими аксессуарами путешествий – солнечными часами, компасами, метеорологическими картами, лодками и т.д. Тепло встреченный дизайнерами, паспорт, однако вызвал недовольство многих критиков, по мнению которых, данный дизайн представляет собой попытку эскапизма от образа действительной урбанизированной Великобритании. Представленная на суд мира аллегория отсылает зрителя в романтизированный мир прошлого и отстраненной природы, оставляя за кадром такие реалии современного лица страны как полиэтничное население и т.п.


Новый британский паспорт

Подобных критических упреков, вероятно, удалось избежать авторам нового канадского паспорта, который будет выдаваться гражданам с июля 2013 г. Стилистически он напоминает американский, однако, не настолько насыщенно усыпан изречениями видных канадцев. На 32 страницах зрителю предстоит настоящее глубинное погружение в историю, традиции и культуру Канады. Изобразительная часть паспорта открывается данью памяти аборигенному населению страны – инуитам, канадским индейцам, а также канадским метисам – живым символам взаимопонимания и конструктивного контакта. Далее освещаются страницы истории, связанные с открытием территории европейцами, созданием государства. Рассказ продолжается историей вклада иммигрантов в формирование канадской нации (изображение Причала 21 порта Галифакс, принявшего с 1928 по 1971 гг. 1 млн. человек), демонстрацией канадской житницы – прерий, и поминовением павших канадцев в различных вооруженных конфликтах XX века: в Первой и Второй мировых войнах, в Корейской войне. Паспорт также знакомит с архитектурой страны – разворот на 24-25 страницах изображает исторический центр старого Квебека, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. На другом развороте изображена еще одна туристская достопримечательность – Ниагарский водопад, особенно выигрышно выглядящий, как считается, именно с канадской стороны. Прочие символы страны также не оставлены без внимания: на страницах обнаруживаются всадники Королевской канадской конной полиции и дети, играющие в хоккей на льду замерзшего пруда под сенью Кубка Стэнли (главный хоккейный трофей Северной Америки). Отдельного упоминания заслуживают примеры борьбы за гражданские права и несгибаемости человеческого духа. На 30 стр. изображена фотография статуи Нелли МакКланг, одной из «Знаменитой Пятерки» дам, выступавших на переднем краю борьбы за равные права для женщин. Отрицательный ответ Верховного Суда Канады данный в 1928 г. на их запрос: «Включает ли слово «личности»/«лица» (англ. Persons) в разделе 24 Закона о Британской Северной Америке 1867 г. лиц женского пола?» положил начало их трудной и славной кампании, приведшей к более полному обретению женщинами своих гражданских прав. На соседней странице фигурирует статуя Терри Фокса, молодого человека-активиста в помощи в борьбе с раком, самого павшего от этой страшной болезни (Рис. 9). Можно с уверенностью утверждать, что канадский паспорт является одним из лучших образчиков, раскрывающих тему истории страны, мотив построения гражданского общества и приверженности демократическим идеалам.


Рис. 9. Новый паспорт Канады, образца 2013 г.

В канадском паспорте человеческое, вероятно, чрезмерно затеняет природное (Ниагарский водопад, возможно, не менее элемент человеческой культуры, нежели, собственно, природный памятник). По всей видимости, идеально сбалансированные примеры еще в будущем и, хочется надеяться, появится такой идеал в России. Тем не менее, образ Канады определенный складывается.

Страны ЕС также отреагировали на тренд новыми сериями паспортов. Борясь за индивидуальность в рамках общего дизайна, некоторые (но не все) страны Евросоюза творчески подошли к оформлению внутренних страниц паспорта. Швеция нанесла абстрактную карту страны, где реальные населенные пункты расположены в достаточно произвольном порядке, что с одной стороны усложняет процесс подделки (нельзя перенести изображения из настоящей карты), а с другой усиливает мотив общей «шведскости», устраняя сложившиеся внутренние географические стереотипы. Бельгия расположила на каждой странице по зданию, обладающему большой исторической и культурной ценностью. Таких с легкостью набралось под тридцать, что позволяет стороннему наблюдателю лучшему ознакомиться с наследием таких городов как Брюссель, Антверпен, Брюгге, Гент и другие. Греция с гордостью представляет миру свой вклад в наследие человечества: храм в Дельфах, Кносский дворец, Парфенон, церемония зажжения олимпийского огня в Олимпии, театр в Эпидавре, Антикитерский механизм. Паспорт, оставаясь элементом пропаганды (в том числе дипломатической), продолжает идеологическую борьбу с экс-югославской Македонией за наследие древней Македонии. Один из разворотов демонстрирует терракотовый гроб древнемакедонского царя, на котором изображен символ солнца (т.н. Вергинская звезда), использовавшийся на флаге современной Македонии в 1991-95 гг., и убранный оттуда именно под нажимом Греции. Нидерланды и Швейцария (не член ЕС) в буквальном смысле не пожалели красок на богатые иллюстрации. Каждая страница или разворот посвящены отдельной провинции/кантону. Если швейцарская манера подачи своих регионов ультра современна и схематична, то славные своей классической художественной школой Нидерланды имеют детально прорисованные историю и географию страны – некоторые сюжеты кажутся сошедшими с полотен старых мастеров. С другой стороны, такие культурно богатые страны как Германия и Австрия оставили внутренние страницы обезличенными, лишь поместив на них, как и Россия, своих гербовых орлов.



Швейцарский паспорт

Не всё бесспорно в выборе элементов для репрезентации. В Дании проблема возникла в связи с изображением в фигуры распятого Христа с рунного камня из Еллинга (X в.). Атеисты страны возмутились по поводу пропаганды религии, но эти претензии были отвергнуты в связи с тем, что христианство является частью культурного исторического наследия страны и, кроме того, помимо распятия паспорт содержит повторяющуюся фигуру дракона с той же группы камней. Рунические знаки, использованные в оформлении словенского паспорта, вероятно, могут приковать внимание только исследователей паспортов – по крайней мере, скандалов с пропагандой язычества в этой стране не отмечалось.

Вообще, подавляющее большинство государств мира пока не занимаются украшением и усложнением дизайна внутренних страниц, что обедняет создаваемый образ и снижает защиту. Однако, как отмечают некоторые специалисты, будущее именно за усложнением и/или более изощренной системой электронной защиты. Биометрические паспорта последнего поколения с чипом – те, которые мы в основном и рассматриваем в данном исследовании – скорее всего, будут содержать больше защитного контента, нежели собственно информации о предъявителе.

Визы
Въездная виза – формальный документ, разрешающий посещение выдавшего его государства. Как правило, она представляет собой наклейку, клеящуюся в паспорт. Рассмотрение данного элемента, позволяет пролить дополнительный свет на образ страны, проецируемый вовне.

Помимо формально-информационного блока об обладателе визы, она в подавляющем большинстве случаев содержит герб государства. Как и в случае паспортов, сильной корреляции между цветами герба и флага страны и цветовым исполнением визы не отмечается. Значительное количество стран используют визы в виде простых штампов или примитивных малоформатных наклеек. В отличие от большинства развитых стран, имеющих высокотехнологичные красочные визы, страны Третьего мира средств на них не имеют. Чаще всего их визы – это чернильная печать-шаблон с пробелами для внесения нескольких позиций – имени гостя, номера и типа визы, срока действия, подписи выдавшего чиновника и т.д. Встречаются и символические марки, сообщающие только о том, что визовый сбор уплачен. Однако визы привычного европейцам образца также не являются щедрым источником информации и эстетического наслаждения.

Рис. 11. Российская виза.

Относительно часто использующимся элементом оформления виз является контур страны. Именно это является, по сути, единственным элементом айдентики российской визы (не считая герба) (Рис.11.). Помимо РФ силуэт страны используется на визах Монголии, Венесуэлы, Бразилии; Руанда же, поместив карту мира, точкой и буквами RWA особо отметила на ней свое место. Карта мира присутствует и на визе Швейцарии. Как уже отмечалось, эта страна смогла полностью выстроить целостный ряд национальной айдентики: и паспорт, и виза, и даже национальная валюта франк выполнены в единой стилистике. Виза КНР предсказуемо демонстрирует такой всемирно известный символ страны как Великая Китайская стена (Рис. 12).

Рис. 12. Виза КНР.


Рис. 13. Голограмма-стикер с гориллой на визе Руанды.

Отдельного упоминания заслуживает такой элемент защиты визы как голографическая наклейка. Как правило, на нее нанесен герб государства-эмитента. Встречаются и интересные исключения: Россия поместила на нее Спасскую башню московского Кремля, а Руанда – портрет гориллы, Танзания вулкан Килиманджаро и голову жирафа (Рис. 13). Канадскую визу украшает уже упоминавшийся ранее Королевский канадский конный полицейский с флагом страны.

Из прочих элементов оформления виз, работающих на создание образа страны можно выделить декоративные мотивы на основе народных и исторических узоров (Малайзия, Иран, Казахстан), а на индийской визе обнаруживается круг «Ашока Чакра», известный по флагу. С визы Армении гостей приветствует памятник Месропу Маштоцу (Рис. 14), создателю армянской письменности.
Рис. 14. Армянская виза.

Элементы национальной архитектуры видны на визах Йемена (те же, что и на местной валюте - риалах), Мали и Сирии, причем последняя интересна и тем, что практически без изменений копирует логотип компании VISA (Рис. 15).

Рис. 15. Виза Сирийской Арабской Республики с «подозрительным» написанием  слова «виза».

Штампы о посещении

Штамп о посещении страны является неотъемлемым атрибутом пересечения регулируемой границы и еще одним «говорящим» элементом заграничного паспорта путешественника. Как правило, на штампе указывается дата пересечения границы, пункт пересечения, направление (т.е. въезд или выезд) и выбранный способ (водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный). И все же наличие этого элемента в исследовании может вызвать удивление. Слишком часто въездные штампы даже не откладываются в памяти и не фиксируются сознанием – настолько безыскусно и формально они выглядят. Тем более выигрышно выглядят на этом фоне самобытные штампы, вызывающие интерес и сообщающие что-то о стране. Например, такой, какой ставят при посещении Сейшельских островов. Он изображает местную достопримечательность – орех Сейшельской пальмы, который является самым крупным семенем в мире. Тем не менее, несмотря на всю заслуженную уникальность растения, со штемпелем случился международный скандал. Виной тому стала довольно интересная форма ореха, которую представители одной из арабских стран посчитали непристойной и оказали давление, с целью изменения дизайна печати. Их усилия оказались успешными, и печать изменили (Рис. 16).


Рис. 16. «Эволюция» въездного штампа Сейшельских островов.

Произошедшее является подтверждением того, что даже такой, казалось бы, незаметной части брендинга страны как въездной штамп уделяется пристальное внимание. Неудивительно, что страны такое внимание ощущают и иногда предвосхищают его. Примером может служить Уругвай. В своей последней итерации штампы этой страны несут новый туристический девиз страны “Uruguay Naturalи связанный с ним особый логотип, – части цельной концепции по позиционированию себя как страны с особыми и благоприятными условиями окружающей среды (Рис.15). Бермудские острова в 2009 г. подчеркивали 400-летие первого поселения европейцев-англичан (Рис. 17). Возможно, выбранная дата служит дополнительным указанием на самоидентификацию государства, так как открыты острова были испанцами столетием раньше (1503 г.), но большая часть их истории оказалась связанной с Великобританией. Дополнительным элементом штампа Колумбии является силуэт страны. Въездной штамп Камбоджи содержит образ Ангкор-Вата – самой известной достопримечательности страны. Следует отметить, что сам дизайн штампа – калька американского.

Рис. 17. Въездные штампы Уругвая и Бермудских Островов.

В отдельных регионах или местах, где расположены достопримечательности, некоторых стран мира тоже возможно получить подобный интересный сувенир, удостоверяющий факт посещения лучше любой фотографии. США выглядит здесь явным фаворитом – почти все значительные места с достопримечательностями страны ставят в паспорт особые штампы. В других месстах туристического интереса остального мира политика не столь последовательна, однако все же некоторые наиболее популярные объекты посещения этот элемент дизайна не обходят вниманием. Национальный археологический парк Мачу-Пикчу (Перу) на своей печати помимо изображения руин поместил и логотип Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а 100-летний юбилей памятника вообще отразился в подготовке особого штемпеля (Рис. 18).

Рис. 18. Штамп Национального археологического парка Мачу-Пикчу (Перу).

На чилийском острове Пасхи можно получить штамп со знаменитыми каменными статуями моаи, а на другом конце страны в Ушуая находится самый южный город Земли. Там желающим ставят сразу несколько печатей, объединенных темой «конец мира». В Эквадоре в Национальном парке Галапагосы можно заполучить себе в паспорт изображение гигантской черепахи, символ островов. На материковой части республики посетители могут поставить себе штамп о пребывании на географическом экваторе в парке с говорящим названием Ciudad Mitad del Mundo (Центр мира). Апофеозом штемпельного дела можно считать штампы, которые ставят в специальные паспорта, посетителям мировых выставок «ЭКСПО» в павильонах различных стран и регионов. В них фантазия дизайнеров не знает пределов. Также туристы любят ставить на память штампы несуществующих государств (СССР и ГДР) в Берлине в том месте, где проходила разделявшая город стена.

В определенном смысле почтовые штемпели и отметки тоже являются отличительными символами стран, особенно учитывая тот факт, что значительное количество национальных почт являются собственностью государств. Однако они, как и почтовые марки представляют собой отдельное объемное поле исследования.


***
Несомненно, без реакции обычных людей на изыски в дизайне данное исследование было бы не полным. И действительно, нововведения вызывают широкие отклики в социальных сетях, блогах, форумах. Читатели активно комментируют газетные статьи, возвещающие о новых паспортах. Они восхищаются красивой и инновационной графикой, возмущаются помещением одного элемента или отсутствием другого. Если бы можно было выразить общее настроение от нового поколения паспортов, то оно позитивное. Люди говорят, что почувствовали гордость за свою страну, ведь теперь их паспорт стал выглядеть выразительнее по сравнению с десятками остальных. Исследователи и дизайнеры также приветствуют усложнение графики и символики этого международного документа. Используемые изображения и мотивы позволяют лучше понимать образ государства и пропагандистские приемы, применяемые для его создания.