?

Log in

No account? Create an account

mirsoglasnomne


Nel mezzo del cammin di nostra vita...


Previous Entry Share Next Entry
Шедевры устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО на мировых банкнотах
mirsoglasnomne

Вслед за рассказом о традиционных объектах Всемирного Наследия ЮНЕСКО пробежимся и по нематериальному :) За три года, правда, могли какие-то небольшие изменения произойти.



Эмблема устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Шедевры устного и нематериального культурного наследия провозглашаются ЮНЕСКО начиная с 2001 года с целью привлечения внимания к нематериальному культурному наследию, стимулированию усилий по охране и сохранению данного наследия. В 2003 году была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия. Это аналог Списка Всемирного наследия, уделяющего основное внимание материальной культуре. Приблизительно сопоставимый по числу представленных стран-участниц (90), этот «Список нематериального культурного наследия человечества» на 1 января 2012 года содержит 267 элементов. Включенные в него объекты, безусловно, являются характерными и яркими проявлениями культуры конкретных стран. Иными словами тем, за чем, собственно, и едут иностранные туристы, и что помогает национальной/государственной идентификации. Некоторые считаются принадлежащим сразу нескольким государствам как, например, соколиная охота или праздник навруз.

Во многом именно в силу своей нематериальности эти элементы сложно отобразить на таких артефактах материальной культуры как деньги. Хотя существуют опосредованные способы передачи: динамичный танец могут в какой-то мере передать статичные изображения танцоров, традиционные песни – картинки групп поющих (особенно если они одеты в подобающие моменту костюмы) и используемые экзотические инструменты; ремесла и обряды также можно отобразить подобным же образом. Очевидно, все дело в желании.

Традиционные маски музыкально- драматического представления Эль-Гуэгуэнсе на 200 никарагуанских кордоба (изготовленных из пластика).

Однако, среди рассматриваемых стран всего лишь три поместили свои элементы из данного Списка. Не секрет, что подавляющее большинство включенных в него элементов не могут похвастаться широкой известностью. В частности, представляющие РФ «Культурное пространство и устное творчество семейских» и «Якутский героический эпос «Олонхо» вряд ли скажут многое неспециалистам. В этой связи можно понять столь незначительную представленность «шедевров» из Списка на банкнотах, место на которых весьма и весьма ограниченно.

Вануатская традиция Нагол - прыжки с платформы – на купюре в 5000 вату. Основной источник доходов – туризм – представлен пришвартовавшимся круизным лайнером.

Итак, отметились: Армения со своими каменными крестами – «Символика и мастерство создания хачкаров»; Никарагуа с сатирическим музыкально-драматическим представлением «Эль-Гуэгуэнсе»; Кыргызстан с «Искусством акынов — киргизских сказителей эпосов» (манасчи Саякбай Каралаев изображен на купюре 500 сом, на обороте которой фигурирует объект, именуемый в народе «Мавзолей Манаса», но на самом деле являющийся памятником эпохи Караханидов, и подававшийся к включению в Список Объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО, и учтенный в предыдущем исследовании). Интересно, что инструмент «маримба и сопутствующие традиционные песни с южной части тихоокеанского побережья Колумбии» оказались представленными не на колумбийском песо, а на гватемальском кетцале. Очевидно, данная крайне низкая представленность говорит о том, что страны, чьи объекты оказались включенными, считают этот Список ЮНЕСКО недостаточно важным и статус, присваиваемый включением в него, не значительно высоким и не имеющим далеко идущие последствия.


50000 армянских драм с видом горы Арарат и крестом-хачкаром


Манасчи Тоголок Молдо на 20 киргизских сомах


Инструмент для исполнения маримбы на 200 гватемальских кетцалях (Кстати, справа вверху 200 набрано в цифрах майя)

Однако, я не могу обойти своим вниманием некоторые из встретившихся в ходе исследования элементов дизайна банкнот, которые вполне могут войти в данный Список, или те, которые показались мне особо интересными с точки зрения антрополога.

Воздушный змей вау булан на 1 малазийском ринггите (изготовлен из пластика)

Интересно представлена письменность: древнетюркское руническое письмо на азербайджанских манатах, глаголица на хорватских кунах и древний финикийский алфавит на ливанских фунтах. Страны Океании порадовали подлинно этнографическими шедеврами: доллар Соломоновых Островов изображает процедуру изготовления денег-каури, на вануатской вату отражена традиция прыжков с вышки, валюты Фиджи и Папуа-Новой Гвинеи наглядно показывают целый сонм интересных обрядов. А различные танцоры и музыкальные инструменты в изобилии представлены на банкнотах Шри-Ланки, Нигерии и ДР Конго. Малазийский ринггит декорирован изображением вау булана – воздушного змея традиционной формы, а камбоджийский риель – отмечанием Праздника Воды. Франк КФА, несмотря на отсутствие на нем отличительных деталей, присущих странам-членам сообщества, использует стилизованную фигурку рыбы-меч – символизирующую процветание и плодородие у народов Западной Африки (аканов). А на малагасийском (Мадагаскар) ариари можно обнаружить интересные похоронные столбы алоало. Определенным парадоксом выглядит ситуация с индонезийской рупией. На ней есть изображения танца саман и вышивки сонгет, непредставленных в Списке, но нет существующих в нем всемирно известной техники батик и танца даяков. Также на многих купюрах можно ознакомиться с примерами традиционного жилища, видами домашнего скота и костюмами народов мира.

Традиционные головные уборы и маски (племени баининг из Восточной Новой Британии, ороколо из провинции Галф, хули, тубуан из Восточной Новой Британии, западный сепик и малаган из Новой Ирландии, мекео и сиасси), а также копья каркар и художественная интерпретации тапы из провинции Оро на банкноте 50 кина из Папуа – Новой Гвинеи.


20 кина Папуа-Новой Гвинеи с раковинами каури и другие папуасские артефакты (ниже)





Франк КФА использует стилизованную фигурку рыбы-меч – символизирующую процветание и плодородие у народов Западной Африки (аканов). Но не на всех банкнотах связь с плодородием чётко прослеживается ;)









Любимые антропологами барабаны из Вануату:


Все в пляс вместе с ланкийцами на рупиях Шри-Ланки:




Сами аккомпанируют себе нигерийцы:


Танец подхватывают индонезийские даяки:



Но в Индонезии ещё и промыслы народные имеются. Вышивка сонгет:


Похоронные столбы алоало на 200 ариари Республики Мадагаскар.

azn-5-azerbaijani-manats-1
Древнетюркская письменность на азербайджанском манате

LeBanonP_1K_2010_recto
LeBanonP_1K_2010_verso
Истоки письменности на ливанском фунте (аверс и реверс)


Глаголица на хорватской куне



Гонки лодок на Празднике Воды на камбоджийском риеле

Различные обряды и промыслы на долларах Соломоновых Островов:





Церемония из провинции Тубетубе на 50 фиджийских долларах

Музыкальные инструменты и бытовые предметы на суданских фунтах:






Танцы, маски, барабаны на банкотах ДР Конго:





  • 1
Интересно, спасибо

Не за что. Это побочный продукт более наукообразного (и скучного) труда :)

Интересно, что это был за "скучный" труд, у которого такие весьма любопытные "побочные" результаты? :) а вы интересовались в своих исследованиях только банкнотами или еще и монетами?

Труд ещё не окончен - на той неделе поеду шведских коллег с ним знакомить. Монеты я не рассматривал, но отдельным абзацем упомянул заметные случаи появления на них объектов ЮНЕСКО.

  • 1