mirsoglasnomne


Nel mezzo del cammin di nostra vita...


Previous Entry Share Next Entry
Эволюция логотипов турниров FIFA в XXI веке. Нет, это не только ЧМ
mirsoglasnomne

Лишь вчера  FIFA представил логотип Чемпионата мира 2019 г. среди женщин: за девять месяцев до старта – какой комический символизм! (российское лого мужского ЧМ-2018 было явлено миру почти за 4 года до начала турнира).

Я исследую образы стран, и в особенности меня привлекают ситуации, когда какому-то государству надо выразить себя графически, имея на то ограниченное пространство: банкнота, монета, туристический логотип, паспорт, павильон на ЭКСПО и т.п.  FIFA, в отличие от UEFA, строго регламентирует дизайн логотипов турниров, проводимых под своей эгидой (таких больше дюжины): странам предлагаются стандартные шаблоны только в рамках которых можно самовыражаться. Места там не много, и мне стало любопытно как они справились с этим вызовом. Плюс отдельный интерес представляло, что конкретно каждая страна выбирала в качестве своего образа. В принципе, особых сюрпризов не было – символы многих стран всемирно известны, и не только мы по 100 раз используем мишку в качестве маскота на все виды спорта (слава богу вроде стали не перебарщивать с косолапыми в последнее время): Канадский кленовый лист, похоже, банный. Однако случались и сюрпризы. Где возможно, я постарался найти официальное описание логотипов, т.к. проникнуть в задумку художника не всегда получалось.

Рассматривая собранную коллекцию я обнаружил, что незаметно для нас FIFA дважды меняла общую концепцию дизайна логотипов. Обычно мы обращаем внимание на верхушку айсберга – эмблемы Чемпионатов Мира среди мужчин. Таких в XXI веке было лишь 4 плюс лого нашего 2018го уже известно. По этим 5 логотипам какой-то тренд уловить сложно, однако, посмотрев на остальные 60, всё стало ясно.

Начало века и первая революция

В XXI в. FIFA вползло со старым багажом логотипов, который продержался до 2006 г. включительно. Выглядели они не очень: слева эмблема FIFA с названием турнира, вдоль низа – имя страны-хозяйки, справа – собственно пространство для самовыражения при неприменном мячике. И кто же как себя проявил? Кто-то предсказуемо: Россия – матрёшки, Голландия – тюльпан, Тайвань – цветок с флага страны. Кто-то удивил: Тринидад и Тобаго барабанами в виде мячей, а Аргентина страусом в качестве символа страны да и перуанское Мачу Пикчу было вполне себе. Барабаны, кстати, потом Т&T использует еще через 10 лет.

Хайтековское лого главного турнира – ЧМ 2002 в Японии и Ю.Корее – так понравилось FIFA, что эту абстрактную стилизацию Кубка воткнули в логотипы двух последующих мундиалей в Германии и ЮАР.

Логотип для южноафриканского турнира 2010, представленный в 2006 г., вызвал первую революцию XXI века: все планетарные чемпионаты и кубки получили логотипы, использующие данный шаблон. Слово FIFA и название турнира переползли в правый нижний угол, особенности страны перекочевали налево вместе с ее именем и годом. Правую верхнюю девятку стал занимать мячик. Эволюцию можно проследить на примере лого клубного ЧМ в Японии, который проходил несколько лет подряд в одной стране (кстати, что эта сфера означает я так и не понял – это точно не Земля, которая есть в самом металлическом трофее).

Все логотипы этого поколения мы рассматривать не станем, но остановимся на самых примечательных. Однако стереотипщиков тоже надо знать в лицо: ригидность мышления от канадцев, колумбийский кофе, турецкий глаз от сглаза, японская Фудзияма, новозеландский папоротник и египетский сфинкс, - вы знали, что они точно будут:

А теперь поинтереснее и посимпатичнее - журавлик оригами Садако Сасаки от Японии, традиционный узор – бута (в российском просторечии «огурцы») от Азербайджана, бабочка-эндемикиз Коста-Рики, древо жизни от Мексики, кунг-фу от Германии, камбэк тринидадских барабанов, суперорлы Нигерии, бразильский попугай и стильная аллюзия на основное лого ЧМ 2010 от ЮАР:

Вторая революция

Этот дизайн продержался у мужчин в 2007-2013, у женщин аж до 2015. На смену пришла концепция «в центре - кубок», инспирированная эмблемой мужского чемпионата мира 2014 г. в Бразилии. Логотипы российских Кубка мира и Кубка Конфедерации продукт именно этой генерации. Эмблемы стали убористее, но нельзя сказать чтобы уж сильно лаконичнее – смыслов некоторые умудрялись втиснуть немало и в этот вертикальный формат. Пробежимся по ним.

Первооснова нового дизайна - ЧМ 2014 в Бразилии.

Как становится заметным из этой перспективы дизайн нашего Кубка вовсе не такой неожиданный и иновационный как могло сперва показаться – он выглядит вполне себе органично в этой новой линейке, о которой скорей всего вы и не подозревали. Хотя ИМХО и более качественно прорисован.

Немного об элементах, использованных в логотипах новой серии. Корея 2017 - традиционныйорнамент зданий. Индия 2017 - ветка баньяна, звезда с флага страны, а воздушные змеи просто популярны там. Япония 2016 - Фудзи и каллиграфия шодо. Иордания 2016 - арафатка, панарабские цвета, местный национальный цветок-эндемик и звезда с флага. А вот цитата с сайта FIFA о Багамах 2017:

В центральной колонне находится перо, отсылка к национальной птице островов, фламинго. И ярким костюмам на крупнейшем местном фестивале Junkanoo. Третий столп - это силуэт волны, дабы показать сотни километров пляжа и побережья, которые составляют нетронутый архипелаг Багамских островов. Графические элементы были взяты из традиционного соломенных поделок, которые обычно встречаются на багамских рынках. Потрясающий пейзаж играет еще одну ключевую роль в дизайне. Цветовая палитра имеет оттенки синего, а также фиолетовые, оранжевые и желтые тона, которые олицетворяют море и пляжи.

О Колумбии-2016:

Основание представляет собой Карибское море и Тихий океан, которые омывают берега страны.  Основная часть состоит из суровых пиков Анд и cтаринной священной флейты Юрупари древней культуры. Шар сверху включает в себя человеческий элемент, демонстрирующий богатое культурное разнообразие страны - от древних цивилизаций до яркой и теплой гостеприимности колумбийского народа сегодня.

Новая Зеландия 2015:

Дизайн логотипа демонстрирует уникальную культуру и естественную красоту Новой Зеландии, а также ее репутацию первой страны в мире, видящей восходящее солнце. Другие элементы дизайна включают разворачивающийся «пико», или молодой папоротник, представляющий юность участников турнира, и потенциальное величие игроков, которые будут стремиться поразить болельщиков своими мастерством и талантами.

Анды, морские воды и звезда с флага есть и на Чили 2015.

Дальнейшие эмблемы, похоже, пока будут придерживаться такого же шаблона: что вчерашнее лого женского ЧМ-2019, что и ожидающаяся премьера катарского ЧМ-2022. Скорее всего катарцами будет проделан приблизительно такой путь от эмблемы заявки к реальному лого:


Posts from This Journal by “exclusive” Tag


?

Log in

No account? Create an account